Что такое вебинар?
Вебинар – это современный инструмент организации дистанционного обучения. Вебинар по форме похож на обычный семинар, который проводится в аудитории. В нем может излагаться теоретический материал, можно послушать и посмотреть доклады участников, увидеть презентации, можно устроить опрос или голосование, провести дискуссию и все это происходит в режиме реального времени через Интернет. Несмотря на то, что все участники физически находятся далеко друг от друга, образуется виртуальная «аудитория», объединяющая всех участников семинара. Вебинары используются также для организации веб-конференций, онлайн-презентаций, видеосовещаний и различных деловых онлайн-встреч. Проводимые мероприятия могут записываться и публиковаться для повторных просмотров.
Как организовать вебинар?
С инструментом вебинар я впервые познакомился весной прошлого года, осенью поучаствовал в нескольких учебных вебинарах, которые проводились в рамках программы «Intel® Обучение для будущего» и Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО). Конечно, эти мероприятия проводились на специальном программном обеспечении. Наиболее распространенным в настоящее время специализированным программным продуктом для проведения онлайн-конференций и организации удаленного обучения является пакет Adobe Connect Pro.
Естественно, модный инструмент имеет множество сетевых реализаций. Список сервисов, предоставляющих возможность проведения вебинаров, достаточно большой. Можно, например, предложить вот эту коллекцию сетевых ресурсов для проведения видеоконференций. Ежемесячно появляются новые сервисы организации вебинаров, в том числе и в русскоязычном исполнении. Большинство сервисов проводят не только обучение по выставляемому расписанию и тематике, но и предлагают свои услуги по организации и проведению вебинаров на своей базе. Более того, многие сервисы организуют предварительное обучение тьюторов, осуществляют техническую и методическую поддержку. Существует предварительная запись и рассылка на программу реализуемых сервисом вебинаров. Практически все эти услуги являются платными. Режим оплаты услуг различный – от разового участия (проведения) вебинара до срочных договоров на использование ресурса. Есть сервисы, которые нацелены на корпоративное использование предоставляемых инструментов. Важно отметить следующее – сегодня любой пользователь Интернет может стать ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ, собрав в свою комнату желающих его послушать!
О бесплатных вебинарах
Есть возможность принять участие в бесплатных вебинарах, их перечень, как правило, публикуется каждым сервисом. Можно найти семинары самого разного содержания. Например, я подписался на рассылку сервиса www.wiziq.com с метками «математика», «математический анализ» и ежедневно получаю информацию о проводимых мероприятиях с этими тегами. Если не удается принять участие в режиме реального времени, то часто просматриваю записи. Очень интересно посетить занятия математического кружка для студентов и старшеклассников, которые проводятся на сервисе www.onwebinar.ru. Последний сервис совсем новый и в нем пока нет архива проведенных вебинаров, можно принять участие в семинарах только в режиме реального времени.
Имеются бесплатные возможности и для организации своих вебинаров. При этом функциональные возможности сервисов, естественно, ограничиваются. Возникают ограничения на количество участников в виртуальной комнате, сокращается набор инструментов, отсутствует запись и возможность последующего просмотра. Назову два бесплатных сервиса, которые я использую в своей практике – dimdim.com и onwebinar.ru. Набор инструментов, который предоставляют эти сервисы, является достаточным для того, чтобы строить обучение в дистанте. Вы можете читать лекцию в видеорежиме, демонстрировать презентацию, открывать интерактивную доску, на которой могут писать все участники вебинара, можно проводить опрос, загружать и расшаривать документы, демонстрировать свой рабочий стол. Семинар сопровождается публичным и приватным чатами, есть возможность передавать микрофон и слышать речь участников мероприятия.
О вебинарах для первокурсников
С конца сентября этого учебного года я начал проводить консультации для студентов 113 группы по Высшей математике, используя для этого вебинары. Вебинары проводятся регулярно один раз в неделю в определенное время, для этого используется сервис dimdim.com. На консультациях мы решаем задачи из домашних контрольных работ, разбираем трудные вопросы теории, учимся говорить на языке математических символов, просто обмениваемся опытом. Нельзя сказать, что консультации стали массовыми, но сложился постоянный состав, который еженедельно работает в вебинаре. И эта работа доставляет мне удовольствие, надеюсь, что это взаимно, ведь это мероприятие не является обязательным для студентов, а интерес к нему есть!
О последних проектах.
Три года назад в сферу моих интересов попало направление, связанное с использованием и пропагандой интернет-технологий в образовании. Началось все со знакомства с сервисами web 2.0, обучения в серии тренингов, посвященных дистанционному обучению. Толчком ко многим самостоятельным проектам было участие в программе «Intel® Обучение для будущего». Это международная образовательная программа для педагогических работников, ставящая перед собой задачу внедрения современных педагогических и информационных технологий в образовательный процесс.
Сегодня преподаватель является не единственным и не самым главным субъектом процесса получения новых знаний. Книга, учебник, конспект – это сегодня далеко не главные источники знаний. Обучающийся находится в постоянном соприкосновении с информационной средой, информация и новые знания буквально всюду и окружают нас постоянно. Как будет выглядеть школа будущего? Этот вопрос сегодня является дискуссионным и актуальным. Ясно, что нас ожидают серьезные перемены построения образования во всех уровнях.
Уходящий 2010 год был достаточно продуктивным для меня. Серия сетевых тренингов по использованию сервисов web 2.0 в педагогической деятельности, которую я провожу в последние два года, получила признание и была официально включена в программу тьюториалов «Intel® Обучение для будущего». Меня привлекают к процессу локализации (внедрению на территории Российской Федерации) новых направлений и курсов Программы. Успешно прошли сетевые мастер-классы и мастерские по отдельным новым инструментам, полезным в дистанционном обучении. Опубликована серия статей об инструментах дистанционного обучения, подготовленная по заказу известного журнала «Компьютерные инструменты в школе». Сетевые конференции, активности в педагогических сообществах, обучение в различных сетевых тренингах, проведение своих тренингов и учебных мероприятий - без этого не проходит сегодня ни один мой вечер. Иногда спрашиваю себя, для чего тебе это? Просто остается желание - быть современным!
Сетевой педагог – это профессия уже сегодняшнего дня, она является исключительно публичной и открытой. Опыт здесь трудно приобрести - его нужно пережить. Пробовать, анализировать и снова пробовать, искать, учиться вместе с другими, сотрудничать, многое делать вместе с коллегами и с обучающимися – вот что означает пережить!
ProfIT
информационное издание об информационных технологиях
Образование будущего
от Илья Баженов, зав. кафедрой математического анализа СыктГУ
Комментарии
S.fort | 2010-11-25 22:01:32
Хммм... статья любопытная. Был удивлён, когда узнал, что Илья Иванович ведёт вебинары.
S.fort | 2010-11-25 22:02:06
IMHO в статье не хватает заголовка (от кого написана статья), а то когда попадаешь на страницу сразу не ясно, кто пишет.
S.fort | 2010-11-25 22:02:19
И ещё хотелось бы узнать как попасть на вебинар?
S.fort | 2010-11-25 22:03:46
Админы сайта Я не смог запостить все 3 коммента одним сообщением(пришлось делить)!!!!
aframiy | 2010-11-26 20:16:38
S.fort, ограничение на длину комментов на выходных починим.
Страницы: 0