Игровая индустрия, благодаря развитию ИТ, в XXI веке приобрела новое лицо. Речь пойдет об играх, в которые играют миллионы людей по всему миру, причем играют годами. Зовутся они MMORPG (Massively Multiplayer Online Role Play Games).
MMORPG – это игры, в которых, как правило, почти нет сюжета и логического окончания. Разработчики устраивают их таким образом, что победа или проигрыш есть категория временная. Разные игры предлагают нам разные виды игровой механики, но объединены они все одним принципом – развитие. И, конечно, развитие требует тех или иных ресурсов.
Процесс добычи ресурсов дело иногда очень сложное, например, из-за необходимости затрат большого количества времени, наличия огромного числа конкурентов или сложности самой механики игры. Некоторые предметы (как правило, самые желанные) запрятаны в очень труднодоступных уголках и находятся под неусыпной охраной злобных монстров. Таким образом, разработчики предлагают нам день и ночь заниматься добычей тех или иных ресурсов, дабы, в конце концов, приобрести (создать, добыть или купить) вожделенное оружие, доспех, реликвию, которые сделают нас сильнее других игроков. Ведь именно стать сильнейшим из игроков есть конечная цель для MMORPG-эшника. Общение с другими людьми, исследование игрового пространства, уничтожение разного рода монстров – это всего лишь сопутствующие или промежуточные элементы игровой деятельности, направленные на достижение игрового господства.
Но мы отвлеклись. Итак, есть задача, игровая механика предлагает нам путь к ее достижению. Но мы не хотим приносить в жертву этой цели слишком много своего времени… что же делать?
В современных условиях ММО-реальности, как правило, у нас есть 2 пути: первый – использовать дополнительные услуги игровой администрации, которая может нам облегчить получение желаемого путем покупки игровых бонусов за реальные деньги. Но есть и второй способ – купить игровые ценности или получить иные блага не у администрации, а у «теневых» субъектов игровых отношений. Именно на них мы сегодня и остановимся подробно.
Продажа игровых ценностей
Итак, мы вознамерились свергнуть «тиранов», отобрать награбленное и установить, наконец, справедливый мировой порядок в границах конкретного игрового сервера или просто убить «вон того неприятного типа», который стал нам поперек горла. И это сделать надо прямо сейчас, не откладывая в долгий ящик. То есть нам, как минимум, надо купить распрекрасный меч, который стоит много-много денег (пока еще игровых). И тут в игровой чат проскальзывает объявление на манер: «продам То-Самое-Крутое-Мега-Оружие-Которое-Тебе-Нужно за 1000 рублей – www.to-samoe-orujie-iz-tvoey-igri.ru» или «Продам золото, 30 копеек за миллион! Стучи в ICQ: ***-***-***».
Также к торгуемым игровым ценностям можно отнести и самих персонажей, продажа которых осуществляется за реальные деньги, игровую недвижимость и прочие виртуальные блага.
Как правило, администрация игровых серверов подобные сделки запрещает (часто только из-за того, чтоб самой открыто или тайно делать то же самое), но, тем не менее, они совершаются. И очень многие игроки не против подобным методом продвинуться в игре. Крайне сложно сказать, какие объемы реальных денег ходят по различным игровым мирам и сколько игровых ценностей из общего количества приобретено именно таким способом, ведь информация такого рода не афишируется из-за вероятного наказания, например «бана» - блокировки учетной записи пользователя, перманентной или временной.
Гарант сделок
Итак, мы решили воспользоваться теневыми услугами теневого продавца, приготовили рублики, доллары (WMZ, WMR, ЯДы – кому как нравится). И тут понимаем, что осуществлять операцию мы будем с человеком, которого до того ни раза не видели и вряд ли еще раз пересечемся даже в виртуальном пространстве. А не пожелает ли наш «партнер» воспользоваться своей удаленность и, главное, анонимностью, дабы просто нас обмануть, получив наши денежки и оставив нас с носом?
Действительно, при покупке-продаже игровых ценностей, как и при любых сделках через интернет, существует шанс того, что называется в народе «кидаловом». Вообще, с информацией об обманах, мошенничестве и прочих гадостях любой игрок столкнется очень быстро, если даже не станет жертвой мошенников сам. Соответственно, недоверие к контрагенту по сделке является нормальным и обоснованным явлением в виртуальном пространстве.
Для преодоления последствий такого недоверия возникли субъекты, которые являются гарантом сделок. Работают такие предприниматели следующим образом: продавец и покупатель передают товар и оплату гаранту, который проверяет соответствие того, что ему передали, тому, что было оговорено с участниками обмена, и берет себе процент от сделки за эти нехитрые действия. Если вернуться к вопросу об объемах продаж игровых ценностей за реальные деньги… раз этих «гарант-фирм» развелось как грибов (попробуйте забить слово «гарант» в любой поисковик) – то, надо думать, и их оборот в целом совсем не маленький.
Кстати говоря, как следствие появились и гаранты-мошенники, списки которых также не трудно найти во всемирной паутине. Их деятельность, конечно, кратковременна, но вредность для остальных самоочевидна. Кроме того, такой лже-гарант непременно постарается «закосить» под уже существующего честного предпринимателя с хорошим реноме, тем самым кидая тень на репутацию последнего.
Драйвинг
Популярность онлайн игр привела к тому, что появилась даже такая профессия, как драйвер. Есть люди, готовые играть определенное время Вашим персонажем за Ваши (настоящие!) деньги!
Примечательно, что драйверские услуги предлагаются в ассортименте большинством «серьезных» компаний на теневом игровом рынке. Вам надо только создать персонажа, заплатить деньги и сообщить желаемые конечные параметры персонажа и его обмундирование и когда Вам должны его вернуть. Что говорить, такие услуги довольно дорогие, драйвер обязан прокачать и одеть вашего персонажа вручную, то есть работать в игре не покладая рук, растя персонажа заказчика, при этом не нарушая игровых правил и, в конце концов, уложиться в договоренные временные рамки. Драйверы, как правило – это профессиональные игроки высокого класса, проводящие много времени в онлайне, поэтому такое занятие для них часто и есть основным заработком.
Бот-программы
Впрочем, есть более дешевое решение - бот-программы. Их использование карается администрацией игровых серверов повсеместно, вот только, как показывает практика, распознать в игровом персонаже программу довольно сложно. Также бегает, добывает ресурс, а, порой, еще и не плохо общается с другими игроками. Использование бота, как правило, предусматривает абонентскую плату (кому интересно, игровой бот для игры Lineage2 на официальных серверах в среднем стоит 2000 рублей в месяц), техническую поддержку и постоянный риск попасть в список заблокированных учетных записей (бан-лист).
Ботов используют с разной целью, соответственно и сами эти программы бывают разного рода. Чаще всего их предназначение – это массовая добыча ресурсов (на сленге геймеров – «фарм») для дальнейшей их реализации. Боты – это инструменты для торговцев игровыми ценностями, фармящие игровые ресурсы в промышленных масштабах и реализующие их потом обычным игрокам.
Также, ботов используют и просто для прокачки персонажей (их в последствии также можно продать за реальные деньги).
Существует хоть и не слишком широко распространенная, но интересная проблема противоречия между ботоводами и драйверами. Иногда предприниматель, который себя рекламирует как драйвера, прокачивает персонажа заказчику с помощью бот-программы. Впоследствии, данный персонаж попадает в бан, а заказчик остается без денег и без самого игрового персонажа. Поэтому, следует понимать, что драйвинг – это дорогостоящая услуга и если кто-то предлагает ее Вам по дешевке, Вас либо кинут, либо Вы получите прокаченного бот-программой персонажа, который находится в зоне риска (не легитный персонаж – на сленге гейм-сообщества)
Хакерская деятельность
Наверно, самым социально-опасным способом коммерческой деятельности теневого сектора геймерского сообщества есть получение прибыли путем взломов. Взламывать можно многое – как учетные записи игроков, так и базы данных самих игровых серверов. И охочих до такой деятельности, к сожалению, так же много. Впрочем, их количество зависит от популярности конкретного игрового сервера. Самым распространенным способом взлома есть распространение вредоносных программ – «троянов», которые, попадая в Ваш компьютер, передают информацию с паролями злоумышленнику. Как следствие могут стать утрата игровых ценностей, вплоть до потери учетной записи в целом.
Иногда хакерские атаки осуществляются на игровые сервера. Заказчиками таких действий чаще всего являются конкуренты, которые хотят усложнить или прекратить деятельность того или иного сервера. Например, путем DDOS-атаки можно надолго парализовать работу серверного оборудования, вследствие чего произойдет отток игроков из атакуемого сервера на другие игровые рилмы (от англ. realm – территория, область, королевство).
Интересным и довольно распространенным видом деятельности, которая приносит немалые доходы злоумышленникам, а может и полностью подорвать весь игровой процесс в конкретном игровом мире, является дюп игровых вещей. Его суть состоит в том, что те или иные игровые ценности через использование программных ошибок (багов) либо сторонних программных продуктов размножаются в неограниченном количестве.
Примечательно, что осуществление таких действий часто не требует специальных знаний – баги игры находятся игроками случайно и уже потом используются в коммерческих целях. Таким же образом возможно использование специальных программ, которые работают на перехвате программных пакетов игровых серверов. В результате того, что у тех или иных лиц оказывается неограниченное количество игрового ресурса, они могут долгое время в тайне реализовывать их на рынке, а могут просто обвалить игровой рынок сервера. Конечно, такая ситуация возможна, если игра имеет солидную экономическую составляющую, без которой она теряет свой смысл полностью или частично.
Виртуальная реальность, вплетаясь в реальность нашей жизни, впитывает все больше элементов и аспектов последней. Теневой рынок услуг и товаров уже прочно вошел в жизнь игроков MMORPG, не смотря на попытки его ограничить со стороны игровых администраций. Да и все очевидней, что сами собственники игровых компаний борются с этим явлений не из-за желания сделать игровой мир чище, а всего лишь исходя из собственных экономических интересов. Поэтому оценивать теневых интернет- бизнесменов однозначно как социально негативное явление автор бы не рискнул. Как не существует чистого цвета, абсолютной справедливости и однозначной правды в реальной жизни, так, по нашему мнению, нельзя полностью очернить описываемый сегмент отношений.
ProfIT
информационное издание об информационных технологиях
Теневой бизнес в онлайн играх
от Андрей Борисовский, юрист, г.Львов